Про русский фашизм Решив поиграться с новомодным ChatGPT, я ввел в него два ключевых слова: «русский фашизм». И вот какой текст мне выдала нейросеть: «Русский фашизм - это политическая идеология, которая выступает против индивидуальных свобод и демократических принципов. Она призывает к укреплению национальных идей и превосходства русской культуры и цивилизации. Одним из ключевых источников русского фашизма является философия Николая Бердяева, который призывал к национальному обновлению и оправдывал применение силы для достижения этой цели. Другой знаковой фигурой русского фашизма является Федор Достоевский, который выражал негативное отношение к личной свободе и индивидуальным правам, а также выражался в поддержку идеи национального единства. Еще одной ключевой фигурой русского фашизма является националист Александр Дугин, который выдвигает идею белого господства как основы российской государственности. Также стоит отметить идеолога Ивана Ильина, который призывал к созданию "Новой России" на основе авторитаризма, национализма и презрения к западным ценностям». Это не мои слова, это то, что сгенерировал искусственный интеллект. И я решил покопаться в теме. Первое от чего я пришел в культурологический шок – это включение в список фашистов Достоевского. Я загуглил. Цитата из Достоевского, 1876 год: «Всякий великий народ верит и должен верить… что живет он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной». И еще: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал – это заговор против русских». А эта фраза из «Бесов» Федора Михайловича является эпиграфом к докторской диссертации Йозефа Гебельса: «Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо». Из дневника Гебельса: «Достоевский пишет о том, что… разжёг в его мозгу и душе его Демон, его Дьявол… Он пишет потому, что его любовь к России и ненависть к чужому, вдохновение и огонь — и божественный огонь тоже — обжигали ему душу». Пассаж о демонизме Достоевского появился в дневнике Геббельса именно тогда, когда он, открыв в христианском социализме Достоевского спасение не только для России, но и для Германии, сводил эту русскую утопию к идее национального социализма, в котором места для христианского Бога уже не было. «Личные записи молодого Геббельса показывают, что его путь в нацизм не был таким прямым и предопределённым, как он пытался внушить это читателям уже своих первых пропагандистских сочинений. Ключом к восприятию молодым Геббельсом окружающего мира может служить цитата из романа Достоевского «Бесы», которой он в 1921 году открыл свою диссертацию». Сергей Алленов, «Образ России и формирование политического мировоззрения молодого Йозефа Геббельса», журнал «Полития», №2, 2013. Во время войны овдовевшая жена Федора Федоровича Достоевского жила в Симферополе. Когда в город вошли немецкие войска, офицеров начали размещать в квартирах жителей. Но на двери вдовы повесили табличку на немецком языке: «Здесь живет невестка Достоевского, квартиру не занимать». После оккупации немецкими войсками Старой Руссы там был открыт музей Достоевского. Об этом событии восторженно писали немецкие газеты того времени. Писатель Дмитрий Быков, в статье, посвященной 200-летию Достоевского пишет: «Пожалуй, Достоевского вполне можно назвать отцом русского фашизма — именно потому, что в основе фашизма лежит как раз отрицание логики и рациональности, вера в примат темной стороны человека, о чём открыто говорит автор-герой «Записок из подполья». От Достоевского к Бердяеву. «Фашизм есть, конечно, новая и последовательная форма демократии, когда "народ" непосредственно овладевает государством и абсолютизирует его как выражение своей собственной сущности. Фашизм противоположен не столько демократии, которая в своих последовательных формах этична, сколько аристократизму и либерализму»… «Фашизм есть один из предельных результатов демократии, обнаружение ее диалектики. Фашизм противопоставляет себя парламентской либеральной демократии, а не демократии вообще»… «Возникновение на Западе фашизма, который стал возможен только благодаря русскому коммунизму, которого не было бы без Ленина, подтвердило многие мои мысли…Фашистские движения на Западе… стоят под знаком Великого инквизитора – отказ от свободы духа во имя хлеба. В русском коммунизме воля к могуществу оказались сильнее воли к свободе. В коммунизме элемент империалистический сильнее элемента революционно-социалистического»… «Ленин – антигуманист, как и антидемократ. В этом он человек новой эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Этому будут подражать Муссолини и Гитлер. Сталин будет законченным типом вождя-диктатора. Ленинизм не есть, конечно, фашизм, но сталинизм уже очень походит на фашизм»… «Сталин – государственник восточного, азиатского типа. Сталинизм, т. е. коммунизм периода строительства, перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм. Ему присущи все особенности фашизма: тоталитарное государство, государственный капитализм, национализм, вождизм и, как базис, – милитаризованная молодежь. Ленин не был еще диктатором в современном смысле слова. Сталин уже вождь-диктатор в современном, фашистском смысле». Таким образом доктор Гебельс поставил жирный знак равенства между христианским социализмом Достоевского и немецким нацизмом, а Николай Бердяев не разглядел никаких отличий между фашизмом и сталинским коммунизмом.